Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ Мало-Томской СОШ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
• расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
В МКОУ Мало-Томской СОШ созданы следующие условия для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья:
• прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся может организовываться индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы локальными актами образовательного учреждения;
• в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Сведения об организации обучения учащихся с ОВЗ в 2019-2020 учебном году
Учебный год |
2 класс |
4 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
|
|
|
|
|
|
2019-2020 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
Дорожная Карта
Концепция ОВЗ
Паспорт доступности ОСИ
Положение о рабочей программе ОВЗ
Положение об обучении на дому
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Информация
об обеспечении возможностей для получения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья образования в МКОУ Мало-Томской СОШ
1. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Конструктивные особенности здания школы не предусматривает наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Для обучающихся, имеющих ограничения в движении предусмотрено:
-имеется пандус для входа в здание ОУ и выхода из здания ОУ;
-ширина коридоров доступна для проезда инвалидов-колясочников |
2. Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом – психологом. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС
Формы работы:
-Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.
-Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
-Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения.
-Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность.
- Педагоги проходят курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ.
Предоставление бесплатно учебников и учебных пособий. |
3.Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Оборудование и персонал пищеблока школы покрывают потребность обучающихся в 2- х разовом горячем питании ( за льготный и за счет родительских средств). |
4. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Здания школы оснащены противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе на основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет фельдшер Мало-Томского ФАП.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. |
5. Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям |
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом ОУ и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры)
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют. |
Информация, содержащая персональные данные обучающихся и их семей, в которых они проживают, на предмет обработки и размещения в соответствии с требованиями ФЗ от 27.07.2006года № 152-ФЗ «О персональных данных» |
- имеется согласие на обработку персональных данных ребенка и его родителей /законных представителей/:
- при поступлении в ОУ;
-при размещении информации в базе данных ИПРА на сайте ГБУ НСО «ОЦДК» Новосибирской области http://concord.websib.ru/,
https://bdovz-nso.ru |
Нормативно- правовая база
Приказы
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 №1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии" http://uomasl.my1.ru/prikaz_rf_ob_utverzhdenii_polozhenija_o_pmpk.pdf
Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 26.06.2014 №1547 "О внесении изменений в приказ департамента образования Новосибирской области от 12.03.2008 №261 "Об организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образовательного процесса в Новосибирской области" http://uomasl.my1.ru/polozhenie_o_sluzhbe_ppms_soprovozhdenija.pdf
Приказ Минобрнауки НСО от 25.08.2015 №2341 "О введении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в "пилотном" режиме на территории НСО" http://www.nipkipro.ru/images/texts/p2341_ovz.pdf
Письма
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 №ИР-537/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"
http://uomasl.my1.ru/dokyment/nov15/o_korrekcionnom_i_inkljuzivnom_obrazovanii_detej.pdf
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.04.2014 №НТ-392/07 "Об итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ" http://uomasl.my1.ru/dokyment/nov15/gveh_dlja_ovz.pdf
Методические рекомендации
Методические рекомендации по созданию специальных образовательных условий для лиц с ОВЗ
http://uomasl.my1.ru/dokyment/nov15/metodicheskie_rekomendacii-chast_2_dlja_obrazovate.pdf
Методические рекомендации Минобрнауки РФ по ФГОС ОВЗ http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/
ПАМЯТКА "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ"
1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.